Духовность зарождается с детства

                                                 Подготовила: воспитатель Гавшина А.А.

Цель:

— совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.

Задачи:

-Повышать профессиональную компетентность, знания, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.

-Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.

Материалы и оборудование: макеты ладошек, правила «синквейна»,     карточки с заданием, ручки, фломастеры.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотим представить вам  мастер-класс на тему: «Духовность зарождается с детства».

Актуальность:

В  связи с компьютеризацией современном мире в воспитании детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.   К сожалению, многие родители упускают из виду, необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка.   Они  не понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния.

Поэтому духовно-нравственное воспитание, является одной из важнейших задач у подрастающего поколения  на современном этапе развития образования.

Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребёнок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания.

Для    воспитания этих качеств, необходимо  создать для детей тёплую, уютную атмосферу. Каждый ребёнок в детском саду должен быть окружён, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будут вырастать более сложное нравственное чувство.

Уважаемые коллеги! Попробуйте ответить на вопрос: «Что такое духовно-нравственное воспитание?» (ответы, 2 достаточно).

Спасибо, коллеги!

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и его совершенствование.

Считаем, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живёт, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада, школы.

Сегодня мы хотим вам предложить несколько заданий по теме нашего мастер-класса.

Но сначала предлагаем вам поиграть в игру «Добрые слова», цель которой: продемонстрировать значение добрых слов в жизни, показать необходимость умения радоваться вместе с другом успехам и победам.

Правила игры:

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты по следующим направлениям:

-одобрение внешности

-одобрение личностных качеств

-одобрение деловых качеств

Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнёры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

В такую игру можно играть с детьми. Ведь основу коммуникативного взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. А средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.

Не правда ли, приятно было слушать комплименты в свой адрес? А что было приятнее: говорить или принимать комплименты? (Ответы)

 

Следующим заданием будет работа с карточками. Нужно отметить на карточках меры воздействия педагога на предложенную ситуацию:

«Если ребёнок обидел товарища…»

-кружками те действия, которые вы использовали;

-подчёркиванием действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес;

-зачеркните те действия, которые вы отрицаете.

Не обращать внимания.

Предложить дать сдачи.

Пригрозить: «Мы сейчас с тобой также поступим»

Лишить игрушек.

Объявить бойкот.

Отправить в тихий угол поостыть.

Осудить поступок в коллективе детей.

Долго объяснять поступок ребёнку.

Добиваться извинений.

Рассказать всем пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребёнок.

Отправить обоих в уголок примирения.

Выслушать мнения обоих обидчиков.

Предложить родителям принять меры.

Спасибо, уважаемые участники! Я думаю, что подобные случаи встречаются в вашей практике каждый день, и вы  принимаете правильные решения при воспитании детей.

Уважаемые участники, мы вам предлагаем составить синквейн на тему «Духовно-нравственное воспитание». Я думаю, что многие из вас знакомы с этой методикой. (правила написания «синквейна» на столе)

Синквейн — это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определённой задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять «синквейн» для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи, так как у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас.

Пример синквейна:

  1. Существительное – семья
  2. Прилагательные (два) – крепкая, дружная
  3. Глаголы (три) – помогает, любит, заботится
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица – вся семья вместе – и душа на месте или Я люблю свою семью.
  5. Синоним, или как по-другому можно назвать свою семью – Ячейка общества. Мой дом.

Синквейн  со словом «Дети»

Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети – цветы жизни

Счастье

На ваших столах лежат макеты детских ладошек. Мы попросим вас написать на каждом пальчике существительное, которое вы соотносите с понятием «духовно-нравственное» понятие (добро, стыд, дружба, терпение, нравственность, благодарность, воспитание, культура, благородность, патриотизм, семья и др.)

Вывод:

Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.