конспект занятия в средней группе с посещением мини-музея в детском саду.
Подготовила:
воспитатель Гавшина А.А.
Цель:
— Познакомить детей с бытом Кубанских казаков;
— Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю;
— Ознакомить с обрядами и праздниками;
— Развивать познавательный интерес к истории своего народа;
— Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам.
Предварительная работа:
— Знакомства детей с народно – прикладным искусством Кубани, вышивкой,
вязанием крючком;
— Ознакомление с кубанскими обрядами, праздниками;
— рассматривание альбомов, фотографий из жизни кубанских казаков;
— Прослушивание аудио и видеозаписей Кубанского казачьего хора.
Словарная работа:
Предки, ухват, чугунок, глечик, макитра, прялка.
ХОД:
Воспитатель:
— Дети, сегодня к нам в гости пришли казачата.
Посмотрите какие красивые на них костюмы.
Дети рассматривают костюмы казачат.
Хлопчик:
— Здравствуйте, ребятки. Меня зовут Миколка!
Девчинка:
— Здравствуйте, а меня зовут Дуняшка!
Миколка:
Взмыло солнце над полями
Свет клубиться над рекой,
А вокруг, куда не глянешь –
Край кубанский, мой родной.
Дуняшка:
Есть много станиц на Кубани родной,
В них добрые люди живут.
Но отдано сердце только одной,
Что Родиной нежно зовут.
Дуняшка:
— Хотите, мы расскажем и покажем вам, как раньше жили наши бабушки и дедушки?
Дети: — Да, хотим.
Дети отправляются в мини-музей.
Миколка:
— Проходите в нашу хату, гости дорогие.
Дуняшка:
— Коль к нам пришли, будьте как дома.
Дети рассматривают убранство хаты.
Воспитатель:
— Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей, одним словом.
Дети:
— Родственники.
Воспитатель:
— Правильно, дети, родственники – это близкие предки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них.
Миколка:
— Раньше на Кубани казаки строили жилища из соломы и глины. А называли свои жилища – хаты. Посреди хаты стояла русская печь, которая отапливала её и на которой казачки готовили еду. Рано утром казачка-мать вставала, пока ещё все в доме спали, приносила воды из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила в чугунке вкусную кашу. Показывает детям чугунок. Вот он какой тяжёлый.
А чтобы горячий чугунок не обжёг её руки, она пользовалась ухватом.
Дети рассматривают ухват.
Дуняшка:
— Ели в семье прямо из чугунка, у каждого была своя деревянная ложка. Первым начинал есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего, все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу. Перед едой читали молитву – благодарили Бога. В каждой казачьей хате висела в углу икона. А угол этот называли – красным. Ещё в хате стояла кровать, стол, лавочки на которых сидели и сундук.
Воспитатель:
— Дети, как вы думаете, что хранили в сундуке?
Дети:
— Наверное, в сундуке хранили одежду.
Дуняшка:
— Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Хотите одеться по казачьи?
— Ну тогда, наряжайтесь.
Дети наряжаются, любуются в зеркало, пританцовывают под народную казачью песню.
— Теперь – вы настоящие казачата.
Миколка:
— Казачки сами вышивали и вязали крючком. Очень любили они украшать свою одежду вышивкой и кружевами.
— Дети, посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в доме украшены вышивкой?
— Правильно, полотенце, занавесочки на окнах, простынка малыша, подушечка.
— А, какие предметы украшены кружевами?
— Молодцы, скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.
Дуняшка:
— Молоко хранили в глиняной посуде, которая называлась глэчик. Молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чай пили из самовара.
— Запомните названия посуды казаков.
Дети повторяют.
Миколка:
— Долгими зимними вечерами казачки пряли пряжу из овечьей шерсти на деревянной прялке. Из шерсти делали тёплую одежду. За работой женщины пели. А на гуляниях любили распевать частушки.
— Дети, хотите послушать частушки?
Миколка и Дуняшка поют частушки.
«Кубанские частушки»
Вместе: Говорят частушки вроде в наши дни уже не в моде? Разве дело только в моде, если любят их в народе.
Дуняшка: Эй, девчонки — хохотушки, запевайте-ка частушки, Запевайте поскорей, чтобы было веселей.
Миколка: Мы с веселой песней дружим, по — кубански говорим. Хорошо живем, не тужим, со сметаной хлеб едим.
Дуняшка: Эх, сторонушка родная, дорогая сторона, Здесь повсюду нас встречает Каневская — старина.
Миколка: Старину мы уважаем, старину мы бережем, О Каневском нашем крае песни звонкие поем.
Дуняшка: Ты играй, играй, гармошка, гармошечка кубанская. Я девчонка боевая с края Краснодарского.
Вместе: Мы вам пели и плясали, каблучками топали, А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.
Воспитатель:
— Спасибо, вам Миколка и Дуняшка, за интересный рассказ и за весёлые частушки! Ну а нам пора уходить! До свидания!
Маколка: — До свидания, ребята! Примите на память эти украшения из бабушкиного сундука. Дети уходят наряженные: в бусах, фартучках, веночках.